BESTSELLER.Yaroslavl.ru
"Мгла"
("Mist")
фантастика, хоррор
Мгла

Режиссер:
Фрэнк Дарабонт

В ролях:
Томас Джейн
Алекса Давалос
Уильям Садлер
Марсия Гэй Харден
США , 2007
Мгла

Стивен Кинг и Фрэнк Дарабонт. Это магическое заклинание настолько эффективно, что может вызвать в наш мир чрезвычайно древних, могущественных и креативных кинематографических духов. А уж на что способны разгулявшиеся духи творчества, искушенный зритель знает не понаслышке. Достаточно вспомнить два шедевра, за давностью времен и схожестью тематики почти слившиеся в памяти воедино, но от этого ничуть не потускневшие. Итак, обратимся к предыстории, без которой наш рассказ о фильме получился бы неполным и обеднел бы смыслом.

1994 год. Тогда еще малоизвестный режиссер и сценарист Фрэнк Дарабонт снимает фильм «Побег из Шоушенка». При этом Фрэнк беззастенчиво использует свою давнюю (со времен съемок фильма «Женщина в комнате») дружбу со Стивеном Кингом, чтобы заполучить практически даром не только права на экранизацию его романа, но и самого Кинга как соавтора сценария. Эффект получается если не ошеломляющим, то уж точно превосходящим все ожидания: фильм снискал заслуженный успех среди зрителей и критиков, был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий». Но настоящая слава пришла к творческому дуэту пятью годами позже.

1999 год. Из киномастерской на суд зрителей появляется мистическая драма «Зеленая миля». Эта незабываемая в своей трагичности и отточенности стиля картина получает номинацию не только за лучший сценарий, но и в категории «Лучший фильм года». Увы, «Миле» не повезло. Именно в тот год Сэм Мендес сотворил свою «Красоту по-американски», тем самым лишив детище наших героев шансов на подобающий успех.

Затем был не заслуживающий внимания год 2001, когда один из немногих «самостоятельных» опытов Дарабонта завершился выходом не в меру пафосного и патетического «Мажестика». И вот наступил 2007-й. То ли Фрэнк осознал, что успех его картин неразрывно связан с именем Стивена, то ли ему просто надоело скитаться по телевизионно-сериальным экранам. Так или иначе, свет увидел весьма смелый эксперимент, под вывеской «фильм ужасов от Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга».

Что же здесь смелого и необычного, спросит проницательный зритель, ведь Фрэнк издавна известен как сценарист, приложивший перо не к одному ужастику, в том числе и к таким далеко не последним представителям жанра, как сиквелы «Мухи» и «Кошмаров на улице Вязов». Речь, однако же, не о Дарабонте-сценаристе, а о Дарабонте-режиссере. Сможет ли его неповторимый размеренно-убаюкивающий, основательно-точный, в чем-то даже уютно-домашний почерк режиссера органично вписаться в пульсирующий адреналином, пугающе-рваный ритм классического ужастика? Удастся ли Фрэнку по своему обыкновению виртуозно не испортить одно из самых психологичных произведений Кинга? Эти недюжинной значимости интриги находят своё разрешение вместе с последними кадрами фильма.

Однако мы слишком много строк уделили личности режиссера, непростительно забыв про второго соавтора. Порой кажется, что в голове у самого экранизируемого автора современности, кроме вполне объяснимых тараканов, пауков и прочих насекомых в несколько большем чем у обычного индивидуума количестве, находят своё место еще две противоречивые личности. Одна из них на потребу непритязательной публике и алчным продюсерам выдает на гора наспех собранные на костлявых коленках трэши про адских котов, замогильных домашних животных, автоматах- давилках и прочих осязаемых и бестелесных проклятиях рядового обывателя. Вторая же время от времени, хитро и загадочно усмехаясь воспроизводимому эффекту, оглушает этого самого обывателя чем-то поражающим до глубины души и психологически проникновенным. Несомненно, к этой категории относится и роман «Мгла».

Вернемся к вышеобозначенным интригам и не будем томить зрителя: классический фильм ужасов Дарабонту не удался. Неспешно-задумчивая, порой меланхоличная манера режиссера сопровождает зрителя через весь фильм к потрясающему финалу, нарушая все принципы жанра. Однако Фрэнк и не стремился снять фильм в стиле Уэса Крейвена или перещеголять Дэнни Бойла с его неподражаемыми «28 днями спустя». Кажется, режиссер поставил целью эксперимента расширить рамки и расшатать устои жанра. «Мгла» на всем своем более чем двухчасовом протяжении как заправский канатоходец без страховки балансирует на грани ужастика и психологической драмы. И ни разу не сваливается в бездну безвкусия.

Этому способствуют и вполне адекватная игра актерского состава, достичь которой помогают традиционная для Кинга схематичность и яркая очерченность характеров персонажей, и умело нагнетаемая, ощущаемая буквально кожей напряженность ключевых сцен, стоящих на одном уровне с такими образцами киноискусства, как атака инопланетян в спилберговской «Войне миров» или тревожное ожидание в заколоченном доме в шьямалановских «Знаках». О музыкальном сопровождении следует сказать отдельно. Большую часть фильма оно попросту… отсутствует, чем несколько обедняет антураж повествования и снижает градус тревоги и сопереживания. И лишь ближе к финалу становится ясно, что создатель намеренно пожертвовал всеми музыкальными этюдами ради одного, того самого, что будет провожать наших героев к леденящей душу развязке… Однако же на этом следует поставить отточие, дабы увлекшись не нагромоздить спойлеров, отвращающих от просмотра не хуже бездарных трейлеров или критических отзывов авторитетов.

В отличие от многих произведений Стивена Кинга, «Мгле» присущ и вполне определенный жизненный смысл. При желании смыслов можно найти и несколько, автору же этих строк они видятся в цитате одного из героев «Если вы запрете в одной комнате больше двух человек, они непременно найдут способ поубивать друг друга». Именно в этом всепоглощающем эгоизме, а не в противлении божьим законам или вольном обращении с научными открытиями, видится логика неотвратимой кары для человечества. И герои подвергают себя смертельной опасности, пробираясь в аптеку за лекарствами, не столько ради спасения умирающего товарища, сколько с целью доказать всем и в первую очередь самому себе: смотри же, я готов рискнуть своей жизнью ради ближнего, я поборол малодушие, предательски сидящее в самых темных уголках души и запретившее мне помочь женщине в отчаянной и обреченной попытке спасти своих детей. Но не слишком ли поздно пришло это осознание? Впрочем, довольно морализаторства, обратимся к итогам.

Хотя сравнение фильмов, пусть даже одних и тех же авторов, суть занятие неблагодарное, рискну утверждать, что «Мгла» по общему впечатлению чуть уступает «Зеленой миле». И связано это с теми же опостылевшими законами жанра. Именно каноны ужастика заставляют режиссера время от времени доставать лекала мясника Ромеро и насильно впихивать в повествования клише в виде оторванных либо отравленных частей тела и позаимствованных из компьютерных игрушек монстров, рыскающих в тумане. Именно известная прямолинейность персонажей не оставляет ни шанса для интриги в предугадывании их поступков. И мнение об этом жанровом канатоходце у зрителя может разниться до крайности.

Один скажет, что Дарабонту удалось снять один самых скучных и затянутых ужастиков из всех, что видел свет. Другой возразит в том духе, что психологичность находок и смысловая нагрузка фильма не позволяют оценивать его по канонам единственного жанра. И оба будут по-своему правы. Ибо так уж повелось, что восприятие произведения искусства ложится на почву, удобренную ожиданиями от просмотра, предварительной установкой, вырастающей в предубеждение, побороть которое в процессе знакомства с самим произведением зачастую оказывается выше сил субъективного человеческого сознания. Однако изюминка, отличия от серой массы клонов, невероятная пронзительность насыщенного образами финала свидетельствуют о частичке души и таланта, которые несомненно были вложены авторами в их творение. И хотя бы этим фильм заслужил право быть увиденным и обрести своего благодарного зрителя, унесущего с просмотра нечто гораздо более ценное, чем погашенный билет на киносеанс.

Оценка – 9 из 10.
Delirium Tremens

Рекомендую посетить http://www.pereezd-master.ru/ сайт компании
© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна